Возвращение в девяностые или почему бьют медиков.
…Начальник наорал на папу! Папа, придя домой, наорал на маму. Мама, недолго думая, наорала на сына. Тот, в свою очередь, наорал на кота и дал ему плюху. Кот, которому было уже не на кого орать, насрал всем троим в тапки. Этот развесёлый и вполне правдоподобный эпизод циркулирует в интернет-пространстве, вызывая неизменную улыбку у читателей. Мало кто догадывается, что он предельно этологичен и описывает существующую модель переадресации гнева на более слабую особь, которая не может ответить сильной. Сам же гнев выступает здесь в роли некоего обжигающего сгустка, который невозможно удержать в руках, но нельзя и просто отбросить от себя, поэтому его сталкивают на того, кто слабее, чтобы не осмелился вернуть. После этого цикл передачи гнева повторяется на новом уровне.
Когда специалисты хотят оценить степень эмоциональной напряжённости населения, им достаточно просто пройтись по улицам. Перевёрнутые урны, раскиданный мусор, расписанные дурацкими и бессмысленными граффити стены, осквернённые лифты, разбитые стёкла остановок и рекламных баннеров, вывороченные скамейки, сломанные молодые деревья, – всё это – действия «кота» в отношении «тапок» или заземление человеческого гнева на неодушевлённые предметы – последний эпизод переадресации. К сожалению, есть и другие эпизоды, о которых мы слышим всё чаще и чаще, да и сталкиваемся уже каждый день. С чего же всё это началось применительно к последнему времени? А вот с чего!..
Осатаневшая от безнаказанности и вседозволенности свора российских чиновников в последнее время испытывает на себе страшное – снижение уровня комфортности жизни: им перестали нести в клювике все те, кто несли раньше. Перестали нести потому, что те же самые чиновники, начиная от самых-самых и заканчивая местечковыми, создали столь замечательные условия, в которых предприятия частного бизнеса стали лопаться, как мыльные пузыри. Экзекуции подверглись не только мелкие и средние предприятия, но даже и множество банков, коих никак нельзя отнести к мелким, и каждый такой акт приводил к потере работы для множества людей. А нет предприятий – нет и столь вожделенных для всех чиновников взяток и откатов, а жить-то хочется по-прежнему хорошо, вот ведь беда! Поэтому все свои усилия чиновничья свора сосредоточила на предприятиях выстоявших, коих и так немного осталось. И началось!..
Такого количества «внимания» со стороны проверяющих органов российский бизнес не испытывал доселе никогда! А учитывая то, что придраться можно даже к торчащей шляпке гвоздика, визит мздоимцев в законе на предприятия не сулил ничего хорошего. Результаты не заставили себя долго ждать. Руководители множества организаций были поставлены перед выбором: или штраф, который поставит предприятие на грань выживания, или… штраф поменьше, но с личным вознаграждением проверяющему, – эдакий бизнес по-русски. Эту модель сейчас практикуют все: от постовых ГИБДД-шников до мздоимцев самого высокого ранга. Как говорится, нет чиновников, что не берут, – есть те, что берут по-божески и те, что берут безбожно. Последних стало слишком много, – разве ж можно жить хуже, чем раньше, а взять-то не с кого, поэтому выжимают досуха тех, кто ещё хоть как-то держится! Ну а дальше – трава не расти.
Современные чиновники мне напоминают школьных дегенератов. И те и другие крайне уязвлены своей никчёмностью, поэтому пытаются её скомпенсировать сугубо инстинктивно: одни бьют отличников в собственном классе, частенько конфискуя у них деньги и пытаясь понизить ранговый уровень; другие чмырят бизнес, дескать, как вы только посмели зарабатывать больше меня – такого непревзойдённого казнокрада. Всё – как в обезьяньей стае с альфа-самцом, отбирающим вкусняшки у окружающих.
Что же касается тех, кто ещё пытается как-то держаться в джунглях российского бизнеса, их уже действительно осталось немного. Так, например, попытки взаимодействия с поставщиками оборудования частенько приводят к осознанию того, что таких поставщиков больше нет, – они самоликвидировались в чудеснейших экономических условиях современной России под звуки бравурных маршей об импортозамещении и подъёме экономики. Обращаться к совести журнашлюх, льстиво поющих о таких псевдо-успехах, – занятие совершенно бесполезное: иногда они совершенно искренне не понимают, что в реальности происходит, – современные студенты факультетов журналистики частенько отличаются от студентов остальных факультетов своей непревзойдённой тупостью и запредельным высокомерием. Так чего же от них ждать?!
Испытав на себе чиновничий прессинг, руководители предприятий начинают срываться на подчинённых, ну а тем ничего не остаётся, как принести домой гневный сгусток и сбросить его на более слабых членов семьи. Но ведь существует и множество тех, кому не на кого сбрасывать! Напряжение начинает возрастать до опасного уровня, до красной зоны. В настоящий момент степень озлобленности населения стала критически высокой. Пока она канализируется по нисходящей – достаётся тем, кто слабее. Но долго так продолжаться не может, человек – всё-таки – существо разумное, а потому понимает, что причина его бед – не тот, кто слабее, а тот, кто никак не может нажраться. Не случайно эти вечноголодные и создают подобие национальной гвардии, численностью в два раза больше упраздняемых внутренних войск, для защиты собственных шкур от разгневанного населения.
К сожалению, нам выпало несчастье наблюдать отвратительный феномен – повторяющиеся с пугающей частотой избиения медиков. Почему им достаётся? Потому, что они – «отличники». Да-да, те самые отличники, которых избивают теперь уже подросшие школьные дегенераты. Ведь медики – это представители интеллигенции, относительно спокойные, грамотные, закончившие сложные для обучения ВУЗы, интернатуры, аспирантуры, – с точки зрения обезьяньего инстинкта – самые слабые особи. Да к тому же – шибко умные, а потому – сильно уязвляющие своим разумением тупорылых прямоходящих особей вида хомо сапиенс, находящихся в крайне озлобленном состоянии. Получив свою порцию напряжения широкого диапазона, выпив до дна чашу гнева, маргиналы просто не могут удержаться от того, чтобы не избить более слабого, с которым ассоциируются представители самой мирной профессии. Избиения медиков – симптом страшный: общество находится в предреволюционном состоянии, в готовности бить и убивать, – это вам ни урны переворачивать, ни стёкла крушить, ни стены ночами расписывать. Но кое-кому этого не дано понять. Они всерьёз думают, что ужесточив наказание за избиения медиков и приравняв такой акт к нападению на полицейского, они решат проблему. Как бы ни так!
Откуда взялась такая озлобленность? – спросите вы. А какие чувства испытывает мужчина, которого вышвырнули с работы даже не за проступки, а просто потому, что так выстроилась экономическая ситуация, что он оказался без вины виноватым, лишним человеком, несмотря на свой опыт и компетентность. Сколько таких «лишних» сейчас? – уже тьма. И они не могут найти работу просто потому, что работать физически негде, ну а дома их ждут две беды: или разгневанная жёнушка, которой было мало денег даже тогда, когда муж работал; или штраф-пени по алиментам – 180% годовых, ежели угораздило обзавестись детьми и позже развестись. А там ещё счёт за квартирку придёт, другие счета не заставят себя долго ждать. А по дебилизору так и будут петь о том, как же у нас всё хорошо и прекрасно, без указания тех персонажей, у которых действительно всё именно так. И к состоянию высокой тревожности и крайней озлобленности маленького человека добавится острый когнитивный диссонанс. А в этом состоянии любой человек приходит к пониманию того, что терять ему больше нечего…
Вначале он пишет многочисленные жалобы, неважно на что, переадресовывая свой гнев безответной бумаге, – не случайно сейчас все надзорные организации завалены такими письменами. Жалуется даже на то, что не имеет лично к нему никакого отношения: на загрязнение воды и воздуха; на шум от машин; на ухудшение экологической обстановки. Потом, не удовлетворившись результатом, начинает думу думать и вспоминать некогда забытых личностей вроде Маркса, Энгельса и Ленина. Ну а далее – и настоящие виновники его состояния начнут обретать всё более чёткие и конкретные очертания. И вот тогда до беды – рукой подать.
Известен факт, что маньяки-душегубцы в обычной жизни частенько оказывались теми людьми, что мухи не обидят, – никто из ближайшего окружения не отзывался о них отрицательно. А потом их накопленный и ничем не компенсированный гнев вырывался наружу, обретая чудовищные формы. Как тут ни вспомнить знаменитую фразу: «Лучше быть хорошим человеком, ругающимся матом, чем тихой, воспитанной тварью». В первом случае гнев вербализируется и «распыляется» в пространстве, сбрасываясь столь нехитрым способом. Во втором – у «тихой и воспитанной твари» он накапливается, не расходуясь, не заземляясь, – ждёт своего часа.
К чему приводит накопленный гнев нетрудно проследить по событиям нелепых расстрелов мирных граждан, включая учеников школ, в США. Как верно заметил М.Задорнов в одном из своих монологов: «Дейл Карнеги научил их всех лицемерить» – выражать только позитивную реакцию, быть извечными nice, у которых всё fine, независимо от того, насколько всё плохо. Находясь в этом состоянии продолжительное время, не сбрасывая и не заземляя гнев, некоторые из них доводят себя до ручки: либо начинают погружаться в депрессию (множество американцев употребляют характерные медпрепараты), либо… берутся за оружие и расстреливают всех подряд. Когда в очередной раз в нашей стране поднимается тема о свободном владении нарезным короткоствольным оружием, этому отчаянно противодействуют именно психиатры и специалисты смежных областей. Они-то лучше всех понимают, в каком запредельно-напряжённом состоянии находится большая часть населения России, и каковы перспективы, учитывая тот факт, что применение у нас даже нелетального травматического оружия даёт пугающую статистику летальных исходов.
Гневные реакции, как и человеческие инстинкты, имеют очень древний возраст и входят в «базовую прошивку», а потому устранять их надстроечными цивилизованными методами бесполезно – дело может закончиться неврозами и психосоматическими заболеваниями. И потому результативно гнев можно сбрасывать только с помощью столь же «древних» физических нагрузок, никакие «давайте это обсудим» здесь не помогут, только усугубят его накопление, спрячут поглубже до поры до времени. Не случайно ведь известный метод колки дров – «убийства и расчленения» поленьев – считается одним из самых доступных и эффективных, позволяющих осуществить заземление на неодушевлённый объект того, что иной раз хочется сделать с объектом одушевлённым. Ну а озвученная вслух угроза из серии «я тебя убью», как знают все следователи, чрезвычайно редко реализуется на практике, как уже «состоявшаяся» в виртуальном пространстве и заземлившаяся именно там.
Наблюдая за событиями на территории многострадальной Родины, нельзя не отметить лавинообразное нарастание общенародного гнева. Это происходит везде: в магазинах в виде участившихся стычек с кассирами и продавцами; в автомобильном потоке с многочисленными примерами опасного вождения; в любых местах скопления людей, где конфликты возникают моментально и на пустом месте, разгораясь до всеохватного пожара. Вот и участившиеся избиения медиков – из этой же серии. Их бьют не потому, что они виноваты, а потому, что уже невозможно сдерживать гнев, потому, что не получишь отпора и достойного ответа, потому, что «ты виноват уж тем, что хочется мне кушать…»
Страна тихой сапой возвращается назад в лихие девяностые с правом сильного творить любые беззакония. В этой атмосфере будет сложно устоять, поэтому призываю всех к особой осмотрительности. Вспышки собственного гнева, возникающие от чудовищной несправедливости современной жизни, компенсируйте физической нагрузкой, – говорю это не только вам, но и себе в первую очередь, ибо вспыльчив. Гнев же, направленный в вашу сторону, постарайтесь не переадресовывать слабым, а сразу заземляйте: побейте боксёрскую грушу; сходите в тир или на охоту; прооритесь матом на всю ивановскую; примените принципы психологической амортизации; поколите дрова, наконец.
Заигравшиеся в войнушку на чужой территории российские правители, похоже, перестали разуметь, что происходит в собственном отечестве. А тут с каждым днём всё хуже, и потому иллюзорные, а порой и вовсе ничтожные успехи на дальних рубежах вызывают уже не просто гнев, а злобное бешенство простых людей, понимающих, что именно они из своих нищенских средств оплачивают этот «банкет», и это – при наличии финансово-неприкасаемых, чьё имя нельзя произносить вслух. Им лишний раз хочется напомнить про русский бунт, тот самый, который «бессмысленный и беспощадный» именно из-за невообразимого долготерпения русского человека, накапливающего гнев так долго, как не может никто другой...
Источник cliff72.umi.ru
|