Foreign Affair: Саудовская Аравия, дворцы и песок
Саудовская Аравия – в европейском мире данную страну часто ассоциируют с религиозным мракобесием, среди мусульман многие считают ее Оплотом веры (небезосновательно), а в маносфере, в особенности, среди традиционалистского ее крыла, ее считают этаким сказочным Градом Китежем, - этаким патриархальным раем. А мне посчастливилось в ней побывать, пусть и недолго и по работе. Постараюсь об этом рассказать.
Вообще, Саудовская Аравия – это страна контрастов: большая площадь страны – это пустыни и полупустыни, населенные полудикими кочевыми бедуинами, а у побережий раскинулись высокотехнологичные мегаполисы, в которых и сосредоточено основное население страны.
Это бедуин.
А это – Эр-Рияд, - столица Саудовской Аравии.
Меня занесло в Эль-Джубайль – один из центров саудовской нефтяной промышленности, расположенный рядом с Берри – одним из крупнейших в мире нефтяных месторождений.
В древности Аравийский полуостров был населен различными полукочевыми племенами арабов. Наиболее крупными городами являлись Ярсиб и Мекка. Вокруг Мекки – крупного города, разросшегося благодаря наличию наиболее крупных тогда источников воды, начало формироваться централизованное государство, - при эфиопском вторжении (эфиопы, кстати, были православными) Мекке удалось объединить разрозненные ранее арабские племена и дать захватчикам отпор, что могло бы позволить ей стать столицей нового набирающего силы государства, если бы не одно «но»: некий Мухаммед ибн Абдулла, в будущем известный как Пророк Мохаммед, который начал проповедовать новую, ранее практически неизвестную местным религию – Ислам, которая резко набирала популярность. Мекку Пророку пришлось покинуть из-за гонений, но в Ярсибе, который позже был переименован в Медину – Город Пророка, его приняли, и Мохаммед быстро начал набирать влияние.
Племя курайшитов, из которых происходил сам Мохаммед, были, поначалу, его основными противниками: в свое время, между Меккой и Мединой возник конфликт, который называют Война кощунств, - между ними произошло даже крупное военное столкновение, в результате которого войска Пророка наголову разбили армию Мекки. Сам Пророк, следует отметить, был человеком не промах: успешный торговец, талантливый воитель. Мусульмане говорят, что сабля Мохаммеда имела несколько клинков, поэтому мусульмане Черной Африки и Юго-восточной Азии иногда использовали странное клинковое оружие, у которого из одного клинка торчит другой, которое имеет несколько режущих кромок по всему клинку - иногда такие штуки попадались и в Арабском мире. Хотя, во времена, когда жил Мохаммед, сабель еще не было, потому он, скорее всего, или использовал эфиопский меч шотел, который изогнутый и обоюдоострый, и им можно рубить и как саблей, и как серпом (в конце концов, с эфиопами он, как торговец, должен был сталкиваться, да и военные конфликты с ними у арабов были), или простой меч или тесак, которым орудовал так ловко, что могло показаться, что он находится одновременно в двух местах.
Вот так оно предполагалось.
А вот так, видимо, было.
Однако, в Мекке урок не поняли и, незадолго после поражения, не пустили Пророка с соратниками в город, когда тот хотел войти в целях паломничества, а позже устроили резню мусульман, чем, естественно вызвали гнев Пророка, который пошел на Мекку во главе 10-тысячной армии. Однако, Мекка сдалась без боя, ворота были открыты, город был исламизирован, а образы языческих богов уничтожены последователями Пророка.
В 632 году Мохаммед умер, но его ближайшими сподвижниками, - халифами («наместниками») была основано государство Арабский Халифат со столицей в Медине.
Почему-то, некоторые современные мусульмане ревностно реагируют на то, что кто-то рисует изображения Пророка, а в Арабском Халифате подобными вопросами не заморачивались.
Арабский Халифат можно назвать крупнейшей империей своего времени – его владения раскидывались далеко за пределы Аравийского полуострова и доходили как до Китая, так и до Европы (и, в свое время, включали в себя немалый кусок Пиренейского полуострова).
Что интересно, Арабский Халифат, как и мусульманский Восток того времени вообще не был похож на то, как рядовой обыватель сейчас представляет собой мусульманские народы, - этакими мракобесными варварами, - напротив, это было весьма либеральное (для той эпохи, естественно) государство, с доступными социальными лифтами, - куда более доступными, чем в тогдашней Европе, с развитой наукой (что интересно, греческие ученые-нефристиане, которые в христианском Риме подвергались гонениям, бежали именно к арабам) и, внезапно, вероперпимостью: немусульмане не подвергались гонениям, пусть и облагались дополнительными налогами и сборами. В общем, в мракобесии в те времена можно было обвинить Запад, но никак не Восток.
Например, тот же Омар Хайям спокойно писал стихи вот такого вот содержания, этакий древнеарабский Black Metal (сейчас, кстати, во многих мусульманских странах этот жанр запрещен):
Если бог не услышит меня в вышние —
Я молитвы свои обращу к сатане.
Если богу желанья мои неугодны —
Значит, дьявол внушает желания мне!
В Европе того времени его ждали бы публичное покаяние и епитимья, а в случае рецидива – возможно, и костер. А арабы того времени реагировали на такое вполне нормально.
В 1574 году Аравийский полуостров был завоеван Османской империей. В XVI веке арабы начали поднимать восстания с целью избавления от турецкого владычества, - что характерно, не без помощи англичан. Так, первый правитель Саудовской Аравии - Абдул-Азиз ибн Абдуррахман Аль Сауд, никогда не скрывал то, что получал финансовую помощь от англичан. В общем, в 1923 году государство Саудовская Аравия образовалось, а в 1938 на его территории были обнаружены крупные запасы нефти, которые и послужили источником процветания данного арабского государства.
Абдул-Азиз ибн Абдуррахман - первый король Саудовской Аравии
Ныне Саудовская Аравия, де-юре, является абсолютной монархией, но, де-факто, однако, король не может принимать никакие государственно важные решения без согласования и подписания своего указа с улемами – религиозными лидерами государства.
Вообще, конституции в Саудовской Аравии нет – ее занимают законы шариата.
Действующий монарх Салман ибн Абдул-Азиз Аль Сауд считается более либеральным королем, чем его предшественники: так, он отобрал у т.н. «шариатской гвардии», действующей на территории Саудовской Аравии право самостоятельно задерживать подозреваемых в нарушении норм шариата или разгонять демонстрации, например, - теперь они уполномочены только сообщать о замеченных нарушениях светской полиции. Также, он сделал несколько послаблений в отношении прав женщин: так, в 2016-м женщины получили разрешение выходить на улицу, решать какие-либо дела в учреждениях и т.д. без мужчины-опекуна (ранее выходить из дома без мужа, отца, брата или иного совершеннолетнего родственника мужского пола они не могли – это было запрещено и каралось законом), а в 2018-м позволил женщинам водить автомобили.
Салман ибн Абдул-Азиз Аль Сауд – нынешний король Саудовской Аравии.
Трудоустройство для женщин разрешено, но так, чтобы а) оно не мешало ей выполнять обязанности по хранению очага и всему такому вот, б) работа должна сводить к минимуму контакты с другими мужчинами, а желательно, чтобы их, контактов, вообще не было: женщины работают учительницами (в основном, в начальных классах), медсестрами и врачихами (как правило, в женских клиниках) и т.д. Недавно им разрешили быть адковатами.
«Полиция нравов» тут бдит, и, помимо распития спиртных напитков, наказание ждет и за внебрачную половую связи. Именно внебрачную связь, а не измену. За это, как правило, бьют плетьми или палками, причем как женщин, так и мужчин.
До сих пор практикуются т.н. «убийства чести», когда человека убивают за то, что он опозорил честь рода. В основном, речь идет о грубом нарушении основополагающих норм шариата, но, в целом, под это можно подогнать много чего, - все зависит от решения суда.
Вообще, интересные дела творятся с этими «убийствами чести»: феминистки вопят, что это угнетение женщин, традиционалисты одобряют: «Ха-ха, так вам и надо, курица-помада!», но никто из них даже не задумывается о том, что убивают в рамках этих самых «убийств чести» не только женщин. Да-да, мужчин тоже убивают, причем, на самом деле, даже чаще, чем женщин.
Женщинам, насколько мне объяснили (не знаю, правда или нет) без сопровождения совершеннолетнего родственника-мужчины визу в Саудовскую Аравию не дают.
Я хотел посмотреть на Каабу – легендарное мусульманское святилище, выполненное в виде черного куба, - по легенде, первую постройку, которая вообще была построена мусульманами именно для богослужения, - первый мусульманский храм. К сожалению, хотел я этого зря, так как, во-первых, не было времени, во-вторых, в священные города Медину и Мекку (где Кааба и находится) немусульман не пускают и для их посещения иностранцам нужна специальная т.н. «виза паломника».
Вот она, Кааба
Смертная казнь в Саудовской Аравии практикуется, - смертью карается, собственно, убийство, супружеская измена, богохульство, колдовство (всяких экстрасенсов и гадалок тут казнят) и прочие нарушения основных шариатских законов.
Проституция в Саудовской Аравии запрещена, причем наказание применяется как к самой проститутке, так и к ее клиенту (западные феминистки этого активно добиваются, а тут оно есть, лол): снимать проститутку – это внебрачный секс, а внебрачный секс запрещен. Проститутку могут казнить, но на практике этого практически не бывает – просто высылают из страны (почти 100% все проституток тут – приезжие), клиента, как правило, штрафуют.
Многие проститутки шифруются под домработниц. Также, у отелей нередко обитает араб наглого и вороватого вида, который подходит к иностранцам и на ломаном английском спрашивает, не хотят ли они «something beautiful», и показывает фотки баб в смартфоне, - мол, есть такая, а есть такая. Ассортимент довольно богатый: есть арабки из Йемена и Морокко (арабская нравственность, ха), есть бабы из Пакистана, Афганистана, и даже из Таджикистана, есть негритянки из Африки, если бабы из Юго-восточной Азии. Еще есть бабы из Русского мира, которых араб, почему-то, сразу начал мне демонстрировать, когда узнал, что я из России. Вообще, многие патриотически настроенные граждане говорят, что русские проститутки за рубежом остались в 90-х, а сейчас все нравственно, чинно и благородно. На самом деле, нет: в Европе их и правда уже нет, - неконкурентоспособны с теми же румынками, зато их немало в Арабском мире, как и в Китае (подумывал вызвать себе проститутку в отель там и на местных сайтах нашел немало русских баб), и даже в Кении, например, если верить некоторым блоггерам, они есть, т.е., меньше их не стало – они просто поменяли направление своих «гастролей». Вот так вот.
Цена вопроса какая-то неадекватно высокая: несколько сотен евро (от 200 до 400 где-то), - можно или в номер ее, или куда-то с этим арабом на машине поехать (я бы не рисковал).
В общем, меня задушила жаба и я решил потратить, лучше, данные деньги более продуктивно: не на баб, а на джамбию. Это не наркотическое вещество и не алкогольный напиток, не подумайте! Джамбия – традиционный арабский кинжал с кривым лезвием:
Джамбия королевской семьи Саудовской Аравии из музея.
На местном базаре я нашел дядьку, который согласился изготовить мне этот кинжал. К сожалению, времени он брал на это много и я бы не успел. Сам он по-английски практически не говорил, кстати, а использовал в качестве переводчика свою дочку – весьма бойкую девчушку, - чувствую, такого крокодила не каждый боец шариата выдрессирует.
Самих арабок, кстати, на мой взгляд, можно поделить на две категории: они могут быть или страшненькие, или красивые – средних нет. Большинство – откровенно ниочем, причем лет в 25 могут уже выглядеть на 40, но попадаются и красавицы, которые даже лет в 50 сохраняют миловидность.
Вообще, об семейном праве и отношении к женщинам в Саудовской Аравии гуляет много мифов, - причем, тиражируются эти одинаковые мифы как феминистками, так и традиционалистами (просто, у одних они упоминаются со знаком «минус», а у других – со знаком «плюс»).
Миф первый: женщина в Саудовской Аравии, в случае изнасилования, всегда сама виновата и ее наказывают. По поводу этого вопроса я проконсультировался: данный тезис – грубое искажение, - дело в том, что до недавнего времени женщина не могла появляться на улице без мужчины-опекуна, потому, в случае, если происходило изнасилование, у нее спрашивали, а где, собственно, этот опекун ошивался и что она одна на улицу забыла, и за это уже могли и наказать, в зависимости от тяжести проступка. Насильника, кстати, наказывают также, причем наказание за изнасилование тут суровое – могут и казнить насмерть.
Сейчас же, когда женщина может выходить на улицу сама, смягчилось и законодательство в этом отношении, но дела об изнасилованиях тут разбираются крайне тщательно: Диана Шурыгина в Саудовской Аравии, скорее всего, также стала бы телезвездой, но посмертно – ее бы забили камнями в прямом эфире или еще как-нибудь бы экстерминировали.
Миф второй: женщина в Саудовской Аравии не имеет никаких прав, де-факто, является вещью, за любой, даже мелкий проступок, ее лупят, как сидорову козу. Это тоже один из феминистских (и традиционалистских) мифов. Во-первых, женщина в Исламе вещью никогда не была (если у каких-то мусульманских народов такая практика еще есть, то это пережиток доисламских законов): в отличие от тех же древних греков и римлян, она всегда имела собственное имя (а не только фамилию по роду отца), имела личную собственность (то, что муж передал своей жене, по закону – ее, и отнято у нее никем, даже отцом и мужем, быть не может, а только добровольно передано) и, кстати, имела право на развод по своей инициативе, хотя для этого и нужна веская причина – просто так, потому что «не люб он мне боле», развестись, естественно, нельзя, впрочем, это применимо и к мужчинам.
Более того, мужчина обязан обеспечить женщину отдельным жилым помещением, а также обеспечить ей уровень жизни согласно своему социальному статусу, но никогда не ниже того, который был у нее до замужества. Так что, фантазии отдельных блогеров про то, что можно найти себе бабу и давать ей миску супа в день – это именно фантазии. При этом, даже если кто и женится на такой бабе из семьи, где хватает только на одну миску супа в день, то, если ваша семья статусом выше, то это будет удар по репутации, а репутация тут играет огромную роль: мы имеем дело с традиционным обществом и хоть какое-то отклонение от традиций уже вызывает негатив. Притом, что несмотря на то, что социальные лифты в последнее время стали более мобильны, де-факто, там все еще сильна кастовая система. А брать в жену бабу из касты ниже – это, по их понятиям, расписаться в своей убогости.
Рукоприкладством в отношении жены без веской на то причины также нельзя, причем осуждается это даже по шариатскому закону, а с, примерно, 2016 года в стране, в добавок к этому, еще и действует закон, ужесточающий наказание за насилие по отношению к жене.
Жена, кстати, обладает в семье правом совещательного голоса: принимать в расчет ее мнение или нет, это уже дело мужа, но выслушать это мнение он обязан.
Миф третий: стоит только заподозрить жену в измене – мужчина сразу получает право на развод, а жена подвергается наказанию, в т.ч., смертной казни. Тоже нет. Во-первых, сначала необходимо доказать вину жены, а для этого нужно либо прям застукать ее с поличным, либо нужны показания свидетелей-мужчин, - по-моему, достаточно двоих. Во-вторых, опять же, мы имеем дело с традиционным родовым обществом, потому, кидая обвинение в измене, вы утверждаете не сколько то, что баба потаскуха, сколько то, что ее род воспитал потаскуху. Думаю, не стоит говорить, что обвинение это очень серьезное и ведет за собой тяжкие разбирательства и, в случае чего, с обвинителя самого могут спросить за клевету: стучать по башке и махать кинжалами никто, скорее всего, не будет, но отсудить кругленькую сумму денег – могут вполне.
Миф четвертый: чтобы развестись, мужчине достаточно всего лишь три раза сказать слово «талак», и все. Тоже нет – данное словодейство — это всего лишь инициация развода – только цветочки, а ягодки идут дальше. Брак в Исламе – это, прежде всего, сделка, контракт, и просто так расторгнуть его нельзя, - вы когда-нибудь видели контракт без статьи об условиях расторжения? Лично я – ни разу. В целом, развод по инициативе мужчины дается легче, чем развод по инициативе женщины, но все равно нужно мотивированное обоснование, почему вдруг решил развестись. В противном случае, можно и на деньги попасть, или на развод по инициативе женщины, со всеми вытевающими («отпускные» бабе и/или ее семье). Кстати, если от мужчины ушла жена – то это клеймо неудачника, и желание иметь с таким дело у многих может резко упасть.
Также, нельзя играться со словом «талак» и «талакать» почем зря – последствия см. выше.
Миф пятый: арабы – этакие патриархи, ведущие себя с женщинами гордо и достойно. Тоже не сказал бы: башлять за бабу тут – не просто норма, а культурный код. Если муж и жена сидят рядом в кафе, допустим, и жена заплатила сама, то на такую пару реально смотрят как на прокаженных – они просто не понимают, как такое может быть. В их парадигме, платит только мужчина! Кстати, работая в Венесуэле рядом с саудитами (Саудовская Аравия инвестировала в местную нефтянку), я заметил, что саудиты откровенно аленят перед венесуэлками, задаривают их подарками, бегают за ними, - даже тогда, когда это и не надо, - им и так дать готовы. Если арабы облюбовали какой бордель, то цены там вскоре вырастут раза в полтора.
На самом деле, вопреки стереотипам, арабы никогда не были никакими зверскими сексистами, - женщинам у них всегда уделялось повышенное внимание. Например, уже в VII веке любовная лирика была одним из самых распространенных направлений в поэзии, в то время как в Европе тогда преобладал героический эпос или что-то религиозное. Фактически, культ т.н. «куртуазной любви» («дамы сердца» и все вот это вот) в Европе был вдохновлен именно арабской любовной поэзией, которой европейцы нахватались во время Крестовый походов. Вот так-то.
Вообще, нехватка баб у арабов имеет место быть. Не у шейхов всяких, конечно, а у рядовых арабов – среднего класса местного. Во-первых, мы, де-факто, имеем кастовую систему, но жениться на женщине из касты пониже, в определенных пределах, - нормально (хотя следование «линии партии» тут архиважно), - например, богатей едва ли женится на бабе из местных трущоб, но вот на бабе из среднего класса – может и это никто не осудит. Стоит ли говорить, что как бабы, так и их родители, стремятся, чтобы жених был из страты повыше. Во-вторых, все это дело усугубляется еще и многоженством, - грубо говоря, если мужчин и женщин примерно равное соотношение, то если у кого-то две жены, то кому-то не достанется ни одной.
Института сватовства, как такового, нет – вернее, он есть, но характер имеет, скорее, рекомендательный, и если кто откажется, то ничего страшного. Говорят, сравнительно недавно он был весьма распространен, но сейчас – уже нет. Дураки, негодяи, дегенераты, шизофреники и прочие сторонники сватовства в маносфере периодически пытаются протолкнуть свои идейки, а вот саудиты, которые с этим сталкивались лично, от этого дела не в восторге. Однако, при этом, все-таки, браки заключаются, как правило, с людьми из своего круга, - впрочем, общество довольно закрытое, да и в своем круге искать сподручнее, - общего больше.
Что мне, в целом, не понравилось, это какая-то патологическая любовь к понтам. Понтометание – это часть культуры, которая, кажется, уже отложилась на подкорке: у араба все должно подчеркивать его социальный статус, - часы, машина, одежда. Все. То есть, если ты, скажем, начальник департамента, а ходишь со стареньким Samsung J5, то тебя не поймут. И, возможно, будут крутить у виска за спиной и задвигать по работе.
Весь научно-технический прогресс делается, в основном, экспатами – их тут очень много, - большего количества я нигде не видел. Однако, на одних экспатах далеко не уедешь, потому арабы учат и своих специалистов, в т.ч., и на Западе. Что неминуемо сеет в их сердцах сомнения в отношении правильности существующего порядка.
На самом деле, многие арабы пытаются свои хваленые мусульманские положения как-то объехать на кривой козе, - почитать «нехаляльные» книги, посмотреть такие фильмы, послушать подобную музыку, не говоря о добрачном и внебрачном сексе и даже об алкоголе. В принципе, я не удивлен: некоторые биологические виды не размножаются в неволе, а т.н. «традиционные ценности» не размножаются на воле, потому, если не законсервировать сознание людей на определенном уровне, - как правило, не особо высоком.
Однако, едва ли Саудовской Аравии грозит секуляризация, - по крайней мере, в обозримом будущем. Причина простая: политический авторитет страны, помимо нефти, держится на поддержке со стороны мусульман всего мира, а ведь это – самая распространенная религия: это и Африка, и Азия, и в Европе мусульман тоже сейчас много – ни для кого это не секрет. А ведь территория современной Саудовской Аравии – это родина самого Пророка, тут находится первое в истории мусульманское святилище, тут находится два Священных города Мекка и Медина (Саудовскую Аравию иногда так и называют – Страна двух святынь). Фактически, в случае чего, огромное количество человек по всему миру готовы выйти на улицу и поддержать Саудовскую Аравию – это мощный инструмент, от которого глупо отказываться. Можно, ради такого, и традиционные ценности потерпеть.
В общем, вот, примерно, какая она – Саудовская Аравия. К сожалению, подробно все изучить не успел, но в общих чертах, как мог, постарался обрисовать.
Может, как-нибудь ковер-самолет снова от забот унесет на Восток, куда сказка зовет (с). Посмотрим.
Источник vk.com
|