Семья. Часть 2. Три основы.
Начало см. Семья. Часть 1. Общие положения.
Либеральная мысль новейшего времени целенаправленно и упорно размывает суть понятия «семья». Успешно продвигается официальное признание всевозможных извращений, блудодейств и просто отклонений. Всесторонне поддерживаются и поощряются «семьи», состоящие лишь из женщины с ребёнком. Всё большую легитимность приобретают однополые «браки». А сколько в мире других странностей – не перечесть! Люди женятся на змеях, лошадях, компьютерных персонажах, музыкальных центрах, Эйфелевых башнях, подушках, мертвецах и даже сами на себе! Почему нет? Либеральный – значит свободный. А раз свобода, значит МОЖНО!
В этих условиях особенно важно очистить понятие семьи от всех наносных измышлений и дать ему предельно строгое и обобщённое определение. Поэтому зададимся вопросом: Что есть семья и чем она отличается от псевдо-семейных конструкций?
Итак:
Семья – это стабильный союз мужчины и женщины, основанный на духовном, душевном и телесном единстве.
В сердцевине видим два фундаментальных признака, без которых говорить о семье нельзя ни в коем случае.
1) Никакие другие союзы, кроме союза МУЖЧИНЫ и ЖЕНЩИНЫ семейными считаться не могут.
Союзы по типу «два педераста», «две лесбиянки», «он и тромбон», «она и 40 кошек», «трое в койке, не считая собаки» настолько искусственны и противоестественны, что даже не имеют специального слова для своего обозначения. Называть ЭТО семьёй, как минимум – нелепо, максимум – кощунственно.
Так же нельзя называть семьёй женщину, родившую «для себя». Это просто женщина, нагулявшая ребёнка. Не более. Даже если она впоследствии покажет себя как идеальный воспитатель (что вряд ли), конструкция «мать и дитя» изначально ущербна и не дотягивает до статуса полноценной семьи. Конструкция «отец и дитя» тоже ущербна, но в меньшей степени (при условии, что отец всерьёз занимается воспитанием).
2) Семейный союз всегда тяготеет к постоянству. В идеале это союз ВЕЧНЫЙ.
Если мужчина и женщина, заключая его, не планируют быть вместе всю жизнь, то перед нами «сексуальное приключение», «интрижка», «пьяный перепихон», «ночевала тучка золотая», «ошибка молодости», «адюльтер», «романтическая связь», «пляжный роман», «всё сложно» – здесь много разных пикантных определений. Но всё это однозначно НЕ семья.
Три основы, на которых держится Семья.
Для того, чтобы запустить семейный проект в традиционных обществах так или иначе осуществлялись ТРИ особых действия, три инициирующих обряда, без которых брак не мог стать действительным.
1) Духовная инициация.
В православной России – это таинство Венчания. Но, во все времена и во всех культурах жених и невеста, поклоняющиеся Яхве, Христу, Аллаху, Ормузду, Вишну, Перуну, Вицли-Пуцли (не важно!) обязательно совершали брачную церемонию в соответствующем храме и при участии соответствующего служителя культа. Это был акт приобщения новой пары к Вечности. Они представали перед лицом высшей реальности, перед лицом своих великих Предков, перед лицом Творца или богов поменьше. Адресуясь горнему миру, будущие супруги произносили свои клятвы. Таким образом, брак приобретал священный статус, становился актом космическим, вселенским – ВЕЧНЫМ.
По мере распространения атеизма, венчание и подобные ему таинства стали превращаться в пустой ритуал, в формальность. Люди с ампутированным мистическим сознанием больше не способны воспринимать метафизическое измерение реальности. Духовно слепой человек больше не видит горнего мира. Бог объявляется несуществующим, а, значит, и свидетельствовать больше некому. Выражение «браки совершаются на небесах» становится всего лишь красивой словесной виньеткой. Так институт семьи потерял свою первую и главную опору: духовную (божественную) гармонию, а вместе с ней и свою вечность.
2) Общественная инициация.
Сейчас это регистрация в ЗАГСе. Изначальный смысл этого действия – клятва, даваемая перед людьми, перед общиной. Говоря простым языком:
«Смотрите, и не говорите, что не видели! Вот мы, Иван да Марья теперь муж и жена. Мы принадлежим друг другу и никому более. Если увидите Марью с Ермолаем, бейте их камнями. Если увидите Ивана с Акулиной, бейте их камнями.»
Кроме того, патриархальные брачные обычаи чётко обозначают зоны ответственности супругов и представляют из себя вид устного договора о том, кто чем в семье будет владеть и чем заниматься. Вступая в брак, и мужчина, и женщина твёрдо знали круг своих прав и обязанностей. При этом бОльшая ответственность мужчины предполагала и бОльшие права, и бОльшую власть.
Человеческие общины с патриархальных времен разрослись до многомиллионных размеров, а функции свидетеля и мирового судьи для новобрачных взяло на себя государство, меняя правила игры под себя. Так Семейный Кодекс РФ продолжает рассматривать семью, как союз мужчины и женщины, но понятие «супружеская верность» исчезло. Семья больше не ориентирована на Вечность. Временный союз объявляется нормой.
Не смотря на формально декларируемое равенство прав (Ст.1, п.3 СК), все основные права в брачном союзе сконцентрированы в руках женщины. Соответственно, основные обязанности достались мужчине. Но при этом подавляющее большинство брачующихся кодекс не читают, имея самые смутные представления о своих семейных правах и обязанностях. Современные родители, как правило, не способны дать достойного примера, а медиа-пространство (сериалы, поп-искусство, телешоу и т.п.) насыщено анти-примерами. Свадебные ритуалы выродились в пошлую клоунаду откровенно матриархального толка.
Как следствие, вместо стабильного союза получаем бомбу замедленного действия. Не желая надевать на себя этот пояс шахида, всё больше мужчин резонно отказываются заключать официальный брак. Так уничтожается вторая опора традиционной Семьи: общественная гармония, справедливое и естественное распределение ролей.
Когда у одного супруга все права и никаких обязанностей, а у другого с точностью до наоборот, исключены добросердечные, конструктивные отношения. Когда мужчина исполняет отнюдь не маскулинную, пассивную роль, а женщина противоестественную властную, оба страдают. В атмосфере тотальной НЕ-справедливости, НЕ-органичности такие традиционные семейные ценности, как любовь, дружба, сочувствие, взаимопомощь, доверие – истончаются и деградируют. А попытки заменить их товарно-денежной выгодой или юридическим принуждением исключают любую надежду на искреннее семейное счастье. Не удивительно, что увеличивается количество людей обоего пола, для которых слова «ад», «геморрой» и «семья» – синонимы.
3) Сексуальная инициация.
Первая брачная ночь. Особые ритуалы, всевозможные действа по сбережению от дурного влияния (людей и не только), средства усиления полового влечения, особые песни (та же знаменитая «Во поле берёза...»), разнообразные украшения брачного ложа – много всего придумано (в каждой культуре что-то своё), чтобы подчеркнуть значимость момента, когда двое становятся «одна плоть». Когда два изначально чужих человека переходят в состояние даже не родства, а становятся ОДНИМ человеком в двух телах, союз скрепляется заключительной печатью. Осенённое санкцией Неба и Общества, половое слияние становится ТАИНСТВОМ.
Но во времена, когда «секс – не повод для знакомства», разговоры о таинстве первой брачной ночи кажутся до ужаса нелепыми и старомодными. Добрачный коитус стал нормой и полностью утратил свой sacrum. Теперь это просто животная случка.
Но даже такой, безблагодатный «трахач» пока ещё худо-бедно скрепляет семейные отношения. Хотя бы первые 2-3 года, пока не угас сексуальный интерес. Пока не отработана животная программа по рождению и первоначальному взращиванию потомства, эта опора ещё как-то держит конструкцию.
Впрочем, уже сейчас трансгуманистические веяния расшатывают, казалось бы, незыблемое: биологическую природу человека. Пока в основном идеологически (ЛГБТ, гендерная теория и т.п.). Уже сейчас понятия «мужчина» и «женщина» всё больше размываются. Да и само понятие «пол» двоится, троится, четверится в глазах, как после крепкого удара по голове. Нам предлагают считать «семьёй» противоестественное сочетание странно ориентированных существ неслыханного пола. И даже такая безумная вещь, как женитьба на самом себе преподносится, как «высшее достижение демократии».
Параллельно ведутся работы по освобождению Семьи от одной из важнейших её функций: продолжения человеческого рода. Первый этап этого процесса – уравнивание детей, рождённых в лоне семьи и незаконнорожденных бастардов. Заключительный этап – превращение Таинства зачатия ребёнка в производственный процесс, в технологию.
Уже сейчас для получения потомства физическое соитие в принципе необязательно. Мы уже можем осуществлять зачатие почти как рыбы: экстракорпорально. Ну а появление компьютерных имплантов, искусственной матки, цифрового бессмертия и других чудес трансгуманизма либо упразднит секс любо оставит ему единственный смысл: эгоистичное наслаждение. Если технологии получат возможность наладить массовое производство гомункулов в масштабах антиутопий Хаксли или Вачовски, рухнет последняя опора традиционной Семьи. В этот день Семья исчезнет, как явление. Вместе с ней исчезнет и Человечество в традиционном понимании этого слова.
Подведём итоги сказанного.
Ядро здоровой Семьи это 1) союз мужчины и женщины, 2) устремлённый в Вечность.
Союз скрепляют (в порядке иерархической значимости)
1) Единство духа супругов. Общее мировоззрение, общая вера, общие духовные цели и задачи, общие этические принципы, общий взаимодополняющий смысл жизни. Но главное – причастие к высшей реальности, божественная санкция, благодать свыше.
2) Единство душ супругов. Живые человеческие отношения: любовь, дружба, милосердие, доверие, сочувствие и проч. Справедливое распределение ролей и зон ответственности, согласно естественной природе мужчины и женщины. Всё это скреплённо тремя видами договора (по мере убывания значимости и действенности)
- Негласный договор, запечатлённый «на плотяных скрижалях сердца». Личная нравственность, ориентированность на Божьи заповеди, честь, совесть. Самый надёжный из всех возможных договоров.
- Гласный договор. Общественная мораль, обычаи, табу. Вещи, поощряемые обществом и осуждаемые.
- Писанный (юридический) договор, самый неоднозначный и малоэффективный. Он необходим, когда люди уже изрядно потеряли человеческий облик и всякие этические ориентиры. Всегда имеет прорехи («окна возможностей»). Допускает подтасовки и несправедливость («Закон, что дышло. Куда повернул, туда и вышло»).
3) Единство тел супругов. Сексуальная гармония, основанная на целомудрии и взаимной верности. Отношение к телу супруга, как к своему собственному, что подразумевает свободный доступ к нему для всевозможных радостей, но и всестороннюю, а главное ВЗАИМНУЮ заботу о его (супружеского тела) сытости, согретости, одетости, здоровье и т.д.
Это основа основ. Здоровая Семья, Level 1.
Но откуда всё это возьмётся? Все эти «единства духа», «плотяные (т.е. сделанные из живой плоти) скрижали» и «личная нравственность»? Ответ однозначен: Из самой семьи! Семья – это ни что иное как социальный организм, подобный живой клетке. И точно так же, как клетка, она способна к самовоспроизведению. Причём не только физически, через деторождение, но и духовно, через воспитание, традиции и личный пример родителей.
Беда в том, что семей, способных к полноценному воспроизведению в западно-ориентированных странах становится всё меньше. Продолжая аналогию с живым организмом, неполная семья – это инвалид, бездетная семья – пустоцвет, матриархальная семья – больной мутант. В этих условиях, любая здоровая «гено-НЕ-модифицированная» семья – великая стратегическая ценность, золотой фонд человечества. Впору создавать заповедник таких неповреждённых Цивилизацией семей, подобный семенному «Хранилищу судного дня», построенному сильными мира сего на Шпицбергене для сбережения натурального растительного генофонда.
Кстати, про семена, цветочки и ягодки. Растения цветут и плодоносят не только для красоты. Прежде всего это их важнейшая жизненная функция: ПРОДОЛЖЕНИЕ ВИДА. Точно так же для человека создание семьи не является и не может являться самоцелью. Семья – это СРЕДСТВО для достижения определённых целей.
Животные сбиваются в стаи, стада, прайды, косяки с целью 1) Выживания, 2) Питания, 3) Размножения.
У людей всё несравненно богаче и разнообразнее. Функции человеческой семьи не ограничиваются личными целями её участников (построить дом, воспитать сына и т.п.) Среди целей человеческой семьи есть общественно значимые, государственно значимые и даже глобально значимые цели. Но об этом в следующих статьях.