Аленизм в кинематографе
Чувствуется, что тема аленизма сегодня в тренде, и я тоже не обойду ее стороной.
Любой рекламщик знает, что научить плохому, вообще-то, не сложно. Достаточно взять крутого парня, не какого-нибудь Петьку-тракториста, а ковбоя, красавца в потрепанных джинсах и легкой щетиной по волевому подбородку, и пусть он сделает это «плохое», смакуя и гордясь. Паттерн – получайте. Это может быть ковбой Мальборо или Крокодил Данди-Джек Дэниэлз (образно говоря), или, ну скажем, Арни – Бигтэйсти.
Голливуд, под соусом американской мечты, успешности и крутизны, обязательно подаст что-то эдакое. Мне прежде очень нравились эти сказочки. И про семейные ценности - целая плеяда фильмов а-ля «Семьянин», где крутой мачо, которому молодые дивы прохода не дают, вдруг прозревает наоборот и понимает, что нет ничего важнее, чем прислуживать остаревшей даме с непонятными запросами, чередоваться с ней в «ночных» дежурствах у яселек, и носить на 2 размера больший вязаный свитер с аленями! Конечно, это в фильме – вроде о хорошем, и семьи надо укреплять, и ценности пропагандировать, взаимную поддержку, заботу друг о друге, любовь к детям. Все так или не так? Из миллионера-холостяка в счастливого обладателя ипотеки и растянутого вязаного свитера с аленями во всю грудь. И мы верим. Я верил.
Идея сама в себе глупая: фильмы а-ля фэмилимэн показывают только то, что без женщины мужчина добивается финансового величия, но несчастен, а с ней – голодранец довольный всем, аки обожравшийся меда Винни-Пух.
Или вот всеми любимый «Последний бойскаут». Красивый, почти как Андрий из Гоголевского Тараса Бульбы, Брюс Уиллис, ловит в «титановую» ладонь кулак «что из стали» крепкого чернокожего футболиста, летящий в его голову в молниеносном ударе, а потом сжимает этот кулак в своих пальцах, как в гидравлическом прессе, и кости кисти трещат, и футболист валится, как срубленная топором осмолёная ветёлка. А потом любимый наш Уиллис крушит целую мафию при посредственной помощи нового приятеля футболиста. Поставьте задачу, я круче образ и за целую жизнь не придумаю. И что на фоне? Жена ему изменяет с его же приятелем, малолетняя дочь кроет бедолагу трехэтажным матом, а в конце, когда наш герой всех победил, его простили и приняли, потому что заслужил, конечно, прощение. А по морде получил только горе-приятель, что его жену с регулярностью кролика ублажал. Женушка посовестилась маленечко перед титрами, да и слились с Уиллисом в финальный поцелуй.
Конечно, конечно, сказал бы кто-то (уж не МД, само собой), что герой фильма бухал и жене внимания не уделял. Дык ведь это же для отвода глаз зрителя! С одной стороны, парень – круче только он сам в молодости, а с другой – каков подонок, пьянством увлекается и жену вовремя не приласкивает. И как бы суров не был герой, как бы не рисковал собой, главный его подвиг в конце – простить и обнять «провинившуюся» блудницу. Ибо нет ее вины здесь, а он, как настоящий мачо, по уикэндам громящий мафии, должен показать в конце, что способен на большее, чем какие-то мафии побеждать – т.е. простить измену. Вот теперь молодец. Занавес…
А вот еще кинцо занятное, многим наверняка понравилось (как мне – так очень) – «Хочу, как ты». Помимо находок в плане юмора, красотки жены и красотки в энной степени несостоявшейся любовницы, да плюс красавца-кореша Рэйнольдса (собственно, все то, ради чего мы и сидим у экранов, разинув рты) – лейтмотив, ощущаемый нами, как фон для шуток, и есть тот самый «мальборо» в придачу к «ковбою» - эмоциональное программирование.
Во-первых, вопрос для сомневающихся мужей, а что же там, вне брака, вкус свободы каков, и эта ууух-красотка с совершенным ртом – стоят ли они хоть чего-то? И, конечно, ответ в конце – что все это достойно только дятла-товарища, пусть и костюм на этом товарище сидит так, будто не костюм под Рэйнольдса, а Рэйнольд создан для костюма. Что свобода – это онанизм в толчке, одним глазком рассматривая скачущие сиськи в экране мобильного; травка и случайная подработка в дешевой порнушке. А семья равно карьера, партнерство в крупной адвокатской конторе, и жена с безупречной геометрией идет нагая по комнате, эротично поигрывая аппетитными полупопиями. Правда, идет она в толчок, где не закрывает дверь, и ее там несет, как от дизентерии, но это так, лирика – мериканский хьюмор.
Вот, мол, смотрите, два товарища (почти как по-Толстому), один только семейный, а другой – отбился и пошел своей дорогой, не направляемый провидческой женской рукой и мудростью – и вот результат. А этот, первый, разок затупил, изрядно подпив бормотухи, захотел на волю, да чуть жизнь себе не испортил.
Есть в этом фильме еще немало «ориентирующих» моментов, вспоминаются мне два. Один, апофеоз, когда главный герой, семейный и правильный, стоит на скользкой дорожке по пути к измене, и уже видны трусики змеи-искусительницы и из-под них выглядывает бабочка (татуировочка). Так эта бабочка в околоинтимном месте ничего парню не напоминает, окромя его дочери! И он стремглав летит к жене. Похвально!
А что вы еще хотели? Только такая концовка и должна быть, соблазн настоящего мужчины побеждается им самим и лишь им, а все остальные, неспособные дернуть стоп-кран в последний момент – не-рыцари, с которыми в кафе/ресторане приятно поднять тему «Куда ж подевались рыцари, вот те-на!»
Причем, он-то без пяти минут негодяй, а образ искусительницы каков! Успешная, эрудированная, развратная. К ней никаких вопросов. Кроме респекта ей, в нас ничего не просыпается. Хых.
Ну и момент сменного ночного дежурства – излюбленный вброс, раскрученный, тиражирующийся из фильма в фильм, из комедии в мелодраму, а из нее – в экшн-муви и обратно. Вброс-побудитель семейных ссор и разводов, почти такой же в топе причин расставаний, как спор «то ли мужчине опускать стульчак, то ли сидя писять». Муж – видный адвокат, волевой и напористый, готовится к величайшей сделке его жизни, после которой его сразу сделают его-превосходительством сильным мира сего, партнером крупной адвокатской конторы, совладельцем бизнеса. Да пох! Ночью встал и пошел детям навёл молочную смесь, а заодно подгузники поменял! Твоя очередь! И он стал и пошел, потому что нет аргумента весомее, чем «твоя очередь». То, что он по пятнадцать часов в сутки впахивает – это ж его выбор, а дети – это общее, потому ночные вскакивания чередовать будь любезен. Легко снять дубль, как он вкалывает в адвокатской конторе, готовясь к сделке (защите/обвинению), а потом – другой, как он ночью встал, зенки потёр и всё, что вчера она делала (деток покормил, подмыл, подгузник переодел), сделал. Выглядит на самом деле просто.
Какие после таких паттернов ждут бедного «семьянина» разборки, если успешный адвокат – и тот не канается и не брюзжит, мол, у меня работа завтра, а встает молча и чапает исполнять? Вот именно. И кажется ОЖП-шкам, видящим жирного кролика, которого для них голливуд вытащил из шляпы, что ее роль в семье краеугольная. Хранительница очага – эпическая функция в наше время. Все делает: полуфабрикаты мужу в микроволновке разогревает, белье в стиральную машинку складывает/достает и посуду после себя/него/себя (он же дома не обедает) моет. А что же он, обнаглевший кот, не хочет через раз после нее/себя/нее (дома ж не обедал, да и поужинал не всякий вечер) посуду помыть, эгоистищищещеще! А он что? Конечно, он в восемь (семь/шесть – у кого как) утра – на курорт каждый день уходит, на работе ж у него там «знамочто» - лясы поточил, с дружками поржал, попошлил, с девками пофлиртовал. Отдохновение, да и только. И потом домой не хочет ехать, стоит на порожке офиса нарочно, всю ноздрю уже расковырял, лишь бы не утруждать себя «настоящими» заботами, «задерживается» сучсын, не щадя ее сил.
А ну, давай-ка через раз по ночам вставай, я устала, всё на меня свалил! И превращается этот спор «кому тяжелее» в письмо якобы мужа жене. Наверняка, многие его читали. Если нет – вот вам ссылка
http://www.g8ozd.ru/pismo-muzha/?ref=fb
С этим, конечно, спорить бесполезно. Спасибо тебе, голливуд, за паттерны.