Женское психологическое насилие
Домашнее насилие чаще ассоциируется у обывателя с физическим насилием со стороны мужчины по отношению к женщине. Такие представления об IPV (intimate partner violence) вредоносны и отвечают реалиям, мягко говоря, не полностью: так, было неоднократно доказано, что мужчины инициируют физическую агрессию не чаще женщин (а, скорее, наоборот), а домашнее насилие само по себе не ограничивается применением физической силы. К IPV также относится и наиболее широко распространенная форма абьюза в отношениях — психологическое насилие. Причем оскорбления, повышение голоса и угрозы применить физическое насилие — это далеко не все, что сюда относится. И если даже это не всегда признается насилием (особенно со стороны женщин — привычные к нему мужчины смирились и называют такое поведение выносом мозга или более либерально — женскими манипуляциями), то что общество скажет о перечисленном ниже? В данном перечне представлены весьма распространенные примеры проявления женского психологического насилия в отношениях, зачастую не воспринимаемые социумом как таковое.
- Регулярное, систематическое перебивание.
В лучшем случае свидетельствует как минимум о неуважении к партнеру и стремлении к самоутверждению за его счет, в худшем — является психологической агрессией с целью продемонстрировать власть. Она привыкла, что ее мнение должно быть услышано во что бы то ни стало, потому как она женщина и одним лишь этим достойна находиться в центре внимания. Выход — регулярно спускать королевишну с небес на землю, напоминая, что перебивать — дурной тон, и что нужно уметь слушать собеседника.
- Насмешки над неудачами.
Говорит о восприятии тебя невсерьез, о том, что ты вряд ли дождешься поддержки. Это неотъемлемая часть культуры — смеяться над людьми мужского пола, неуклюже попадающих в нелепые, комичные ситуации, либо у которых попросту что-то не получается. Мы более чем уверены, что ты не смеешься, когда она спотыкается, падает с велосипеда, промахивается в тире или, пардон, не может быстро тебя возбудить. Напомни ей, что ты тоже человек, и ее насмешки не способствуют сохранению и укреплению такой важной вещи, как уверенность в себе.
- Требования одностороннего эмоционального обслуживания.
Типичное проявление гиноцентризма, проходящее под лозунгом "все для нас и ничего для вас". Часто встречается, так как на женщину создан искусственно завышенной спрос, по сути, не зависящий от ее "качества". Все равно "пипл схавает", — думает она, упиваясь собственной значимостью, — Я же женщина, а значит на основании этого мне все должны, особенно мой партнер. Воинствующий гиноцентризм если лечится, то долго и упорно.
- Попытки выставить что-то ограничивающее твои возможности и права, как заботу о тебе; действия, в результате которых ты можешь оказаться как бы у нее "в гостях", отчужденным от совместного быта, отношений и участия в их построении.
Например, она настойчиво старается убедить тебя не принимать участие в оформлении интерьера жилища под предлогом: "Я женщина, у меня это получится лучше, тебе понравится, доверься мне, у тебя же самого больше времени будет на подвиги". В итоге ты оказываешься как бы в гостях, где все сделано по ее вкусу и в соответствии с ее представлениями о комфорте. И подано это, вдобавок, как услуга ради твоего же блага.
- Присвоение или передислокация твоих денег и личных вещей без разрешения.
- Уничтожение твоих личных вещей.
- Гиперопека, постоянные звонки, навязчивое, чрезмерное эмоциональное обслуживание.
- Сталкинг, слежка, подглядывание, подслушивание, чтение личной переписки.
Этот и предыдущие пункты, оставленные без комментария, — стопроцентные маркеры отношения партнерши к тебе, как к своей обезличенной собственности, а не как к живому человеку со своими желаниями, потребностями и планами.
- Выставление перед другими людьми в нелицеприятном свете, обсуждение с ними твоих личных вопросов без тебя или при тебе без твоего ведома.
Даже такая безобидная на первый взгляд вещь, как обсуждение с подружками расцветки твоих трусов, может оставить пятно на твоей репутации, что ни разу не благоволит росту твоей самооценки и, скорее всего, послужит причиной увеличения количества секретов от партнерши. Это, в свою очередь, будет подрывать доверие между вами, в чем объективно виновата именно она, а не ты.
- Запрет на общение с другими людьми.
Ревность — совершенно нормальное явление... если держать ее в некоторых границах, в идеале — оговоренных заранее. И на одинаковых для обеих "половинок" условиях, дабы не случилось такого, что никогда не обделенная вниманием женщина получает его в еще больших количествах, а ее по умолчанию ограниченный во внимании партнер загонялся в еще более тесные рамки.
- Изоляция в квартире.
Умышленно заперла тебя дома — это не "Ну ладно, поссорились, так бывает", а еще один тревожный звонок, которым она подчеркивает твою уязвимость. Подумай, сколько воплей было бы, соверши ты по отношению к ней то же самое, и также подумай над тем, почему в одном случае это считается насилием, а в другом все ограничивается несвязным лепетом сдавшегося человека: "Ну ладно, бывает".
- Игнорирование личного пространства и обесценивание потребности в уединении.
Твое личное пространство — твоя крепость, вторгаться в каковую без твоего разрешения нельзя позволять никому, даже твоей женщине. Уясни это, объясни ей это, заставь ее уважать это.
- Требования найти или сменить работу при отсутствии такой возможности.
Все люди разные, они находятся в различающихся условиях и обладают различающимися возможностями. И, соответственно, не каждая работа подойдет каждому. В особенности если приплюсовать к этому такие аспекты, как зарплата, график и коллектив. Принуждать человека заниматься неподходящей, вредящей ему деятельностью — значит проявлять насилие по отношению к нему.
- Запрет, отговаривание от связанных с гигиеной процедур, прохождения лечения, терапии, медобследования и так далее.
Между "мое здоровье" и "ее чувства" здравомыслящий человек, в отличие от "настоящего мужика", выберет первый вариант. Ты не должен пренебрегать санитарно-гигиеническими процедурами и не должен молчать о проблемах со своим здоровьем, даже если партнерша без ума от запаха твоего пота или находит жалобы врачам чем-то немужественным.
- Игнорирование ментальных расстройств.
Если у тебя есть ментальные расстройства, например, депрессия, тревожность, ОКР, шизофрения, деперсонализация, дереализация и так далее, партнерша обязана учитывать твои особенности. Дай понять ей, что это не чудачество, не дань моде тамблера и подписок для "не таких как все", а серьезная проблема, игнорирование, обесценивание и романтизация которой может привести к плачевным для тебя последствиям.
- Навязчивое использование женских привилегий.
Будь то принижение твоих "мужских" качеств или апелляции к "я же женщина", требования платить за секс или содержать, выполнять самую тяжелую долю совместной работы, — все это говорит о плотно засевших в голове мужененавистнических предрассудках. К применению женских привилегий можно отнести и внушение тебе, что ты, как и другие мужчины, не умеешь воспитывать детей, от природы не способен наводить домашний уют и прочее, таким образом как бы вынуждая тебя под давлением собственной совести уходить в область ресурсного обеспечения, силовой защиты и так далее. Можно попытаться ее образумить, но, скорее всего, она уже привыкла к такому комфортному для себя раскладу и продолжит воспринимать все это как должное.
- Стравливание с агрессивно настроенными людьми.
Может случиться и такое: вы гуляете вдвоем, навстречу идет подвыпившая мужская компания, и твоя избранница как бы невзначай толкает одного из участников процессии, добавляя не самых литературных выражений для придания ситуации большей взрывоопасности. Так она тестирует тебя на "мужественность" — с женщин, как известно, в этом "патриархальном" мире спроса нет, поэтому спрашивать, скорее всего, будут с ее спутника. Что делать в данном случае — вариантов масса: отступить, мирно уладить зарождающийся конфликт на месте, унизить ее перед мужчинами. Но ни в коем случае не начинать рукоприкладство. С дамочкой после такого, само собой, необходимо порвать сразу.
- Обвинения в "нытье", обесценивание болезненного опыта.
Свидетельствует о бессердечности и зашкаливающем уровне мояхатаскраизма. Вместо того, чтобы помочь справиться с проблемой, она винит тебя в том, в чем вряд ли станет винить своих сестер. Такая женщина — это балласт, а от балласта во все времена было принято избавляться, выбрасывать за борт, дабы не пойти на дно. Если ты искал партнершу, пригодную на роль верного боевого товарища, то ты крупно ошибся.
- Газлайтинг.
То есть манипулятивный прием, с помощью которого абьюзерша убеждает тебя в том, что никакого насилия нет и не было, что все нормально, а ненормален ты сам, что ты сам все это придумал, что проблема в тебе.
- Принуждение к сексу.
Если она добивается результата, в относительно цивилизованных странах это рассматривается как сексуальное насилие, то бишь уголовное преступление. Выход "здесь и сейчас" — адекватно жесткий отказ. Ты — человек со своими потребностями, но никак не обезличенная секс-машина; это нормально, что ты не желаешь соития 24 часа в сутки и что у тебя имеются свои собственные планы на вечер. Заранее отвечаем на вопрос о том, как же "слабая" женщина может принудить к сексу "сильного" мужчину: воспользовавшись установкой "женщин не бьют", воспользовавшись беспомощным положением (усталость, болезнь, психическое расстройство, алкогольное или наркотическое опьянение), посредством угроз и шантажа, воспользовавшись преимуществом в физической силе, так как в реальном мире, а не в выдуманном традиционалистами, не каждый мужчина сильнее каждой женщины.
- Обвинение в том, что ты якобы плох в постели, что секс с тобой отвратителен и так далее.
Ты не обязан эрегировать едва завидев ее без одежды, ты не обязан пыхтеть на ней три часа кряду, ты не обязан выслушивать ее глупые упреки в пассивности и фригидности. Хороший секс достигается усилиями двух людей, а не одного, и если ты делаешь все правильно, то проблема не в тебе — проблема в твоем выборе партнера.
- Критика внешнего вида или его части, которую невозможно или крайне затруднительно изменить, насмешки над ней, сравнения в пользу бывших и других людей мужского пола.
В особенности это касается размера члена и роста. По отношению к женщинам не выдвигаются аналогичные требования. Это заметно даже на уровне юмора: шутки про "карлиц" и "ведра" — капля в токсичном море шуток про рост и величину половых органов, не говоря уже о шутках про "дылд" и "мелкописечниц".
- Угроза изменой.
Многие из нас соглашаются на интимные отношения в том числе потому как желают чувствовать себя незаменимыми и, если не самыми лучшими, то хотя бы просто ценными. Если она не любит тебя или ей чего-то недостает в сексе — пусть сообщит тебе об этом напрямую. Лучше услышать это сейчас и принять меры, чем узнать все потом, когда будет уже поздно. Негативное отношение к измене целиком и полностью оправдано, так как измена, как правило, крайне отрицательно воздействует на самооценку и способна вызвать комплекс неполноценности. Это не собственничество, но потребность в уважении и уверенности в себе, вполне естественная и здравая. А вообще, в любых здоровых отношениях рамки дозволенного оговариваются заранее, и главный принцип любой разумной формы партнерства — "не навреди".
- Угроза ложным заявлением об изнасиловании или о любом другом насилии.
Если ты не уверен в партнерше, перед процессом незаметно включай диктофон и интересуйся, точно ли она хочет заняться с тобой сексом. Если угроза уже озвучена, а доказательств твоей невиновности нет — вызови абьюзершу на встречу, приди с диктофоном и вынуди ее проговориться, либо проделай то же самое на расстоянии — путем личной переписки, общения через голосовую связь и так далее. Позже тебе уже самому можно (и нужно) заводить на нее дело.
- Угроза суицидом.
Одна из крайних форм собственничества. Угроза может быть вполне реальной, поэтому закрывать на нее глаза не следует ни в коем случае. В свою очередь, тебе следует воздержаться от проверок серьезности намерения партнерши и вообще любого подталкивания ее к совершению самоубийства, в противном случае тяжелое психологическое насилие будет исходить и с твоей стороны.
- Угроза разводом, алиментами и отъемом имущества.
Часто встречающийся и наиболее значимый пример экономического абьюза.
- Угроза абортом.
Да, по закону она имеет право прервать беременность, однако сама игра на желании мужчины стать отцом — омерзительна, и по существу является довольно жестким психологическим давлением.
- Беременность обманным или насильственным путем.
Способов масса: заранее проколотый презерватив, переливание спермы из использованного презерватива, "залет" от другого мужчины, шантаж, акт сексуального насилия и так далее.
- Негодование по поводу твоего намерения пройти ДНК-тест на установление отцовства.
В первую очередь, речь идет об обвинениях в недоверии. Ты не обязан доказывать кому-либо свое доверие; знать, от тебя ребенок или нет — твое неотъемлемое право. И ты будешь прав, если расценишь внушаемое тебе чувство стыда, как психологическое насилие и манипуляции.
- Настраивание детей, родственников и прочего окружения против тебя.
Наверное, ты сам не раз становился свидетелем того, как разведенная мамаша агрессивно талдычет своему малолетнему чаду, что "отец подлец" и прочее в подобном роде, хотя судя по поведению самой маман, отец тут лишь жертва обстоятельств и ее абьюза.
- Изоляция от детей.
К сожалению, отказ разведенному отцу во встречах с детьми и участии в их воспитании является очень распространенной на постсоветском пространстве практикой. Даже несмотря на то, что это нарушение закона. Если ты столкнулся с такой ситуацией, не стесняйся обращаться в суд — права отцов находятся известно в каком месте и за них придется отчаянно бороться.
- Угрозы причинить детям вред.
Пожалуй, наибольшая гнусность из всего здесь описанного.
Разумеется, это не все примеры психологического IPV, и тем более — далеко не все примеры домашнего насилия вообще. Посему данный пост не претендует на статус более-менее полной классификации психологической агрессии в гетеросексуальных отношениях.