Эволюция семьи и матриархата по Моргану
Льюис Генри Морган (1818 - 1881) - выдающийся американский этнограф и социолог.
Первым показал значение рода как основной ячейки первобытного общества. Утверждал историческую закономерность развития форм собственности от коллективных к частным, эволюции семьи и брака от коллективных (групповых) форм к частным (индивидуальным).
Никто из членов рода не может вступать в брак внутри рода - открытием этого факта Морган впервые раскрыл сущность рода.
Морган указал на ошибку в представлениях о соотношении семьи, рода, общества. До Моргана делалось допущение, что первичная ячейка общества - семья, вокруг которой кристаллизуется род, племя, народ (союз племён). Морган считал, что род и семья противостоят друг другу. Семья не могла входить в род: муж и жена, составлявшие одну семью, принадлежали разным родам, супруги оставались каждый со своей фамилией и чувствовали себя принадлежащими к разным родам, к разным обществам. Они следовали обычаям своего рода, выполняли его требования и были включены в жизнь каждый своего рода. Поскольку семья не могла целиком входить в род, она не могла и быть ячейкой рода. Ячейкой общества Морган считает не семью, а род. Роды объединялись во фратрии, те - в племя и т.д. После того, как во многих странах были утрачены родовые порядки, семья стала считаться ячейкой общества.
Морган обосновал периодизацию общественного развития человека, существовавшую в 18-19 ст.:
Дикость - первый этап, начался с появлением человека. Время становления человека и раннего родового строя.
Варварство - начинается с изобретения гончарного производства и завершается появлением письменности.
Цивилизация - следующий этап.
Выполнил этнографические исследования американских индейцев.
Морган, по-видимому, был масоном, так как завершает свою книгу "Древнее общество..." указанием на Высший Разум, который руководит историей, и который был объектом культа ещё во времена Французской Революции конца 18 столетия: "Наше современное состояние с его средствами для счастья и безопасности обязано борьбе, страданиям, героическим подвигам и упорному труду наших предков, прошедших стадии варварства и дикости. Их труды и достижения были частью плана Высшего Разума по развитию человека от дикости через варварство к цивилизации." Это слово "план" часто встречается и в тексте его сочинения "Древнее общество...". Морган считает, что существует два плана правительства, что существует план домашней жизни (от которого зависит архитектура дома, в котором живёт семья).
Небезынтересно узнать, что разным типам (или стадиям) древнего общества соответствуют разные типы домов, в которых живёт человек. На стадии дикости человек живёт в хижине, на стадии варварства - в коммунальных домах (общие дома, общежития), на стадии цивилизации - в отдельных домах для отдельной семьи. Уже одна эта схема Моргана должна была вызвать запрет на его сочинения в СССР (и негласный запрет существовал-таки).
Главные научные труды
"League of the Ho-de-no sau-nee or Iroquois", 1851 - труд о конфедерации пяти ирокезских племен.
"System of Consanguinity and Affinity of the Human Family" ("Система родства человеческой семьи"), 1868.
Морган различает два вида родства: 1) родство по крови, 2) родство по свойству или по браку. ("Relationships are of two kinds: first, by consanguinity or blood; second, by affinity or marriage" - цит. по соч. "Древнее общество...").
Родство по крови (1), в свою очередь, подразделяется на линейное и косвенное, параллельное. (Consanguinity is also of two kinds, lineal and collateral).
Линейное - это отношение между предком и потомком (напр. отец и сын).
Косвенное - это отношение между потомками одного предка, эти потомки не являются потомками друг друга (напр. родные братья).
Родство по браку, или, что то же, по свойству (2) существует благодаря обычаю (напр. свояки; муж и жена).
Морган вывел (под влиянием своего друга, учёного Мак-Ильвэна) важное социологическое заключение: различные системы родственных названий выражают в застывшем, кристаллизованном виде те жизненные отношения, в каких люди некогда стояли друг к другу в половой сфере и вытекавшей отсюда кровной родовой связи. Например, ирокез называет детей своего брата своими детьми, а детей своей сестры - своими племянниками. Отсюда Морган делает вывод, что некогда существовала такая форма половых отношений, при которой группа мужчин находилась в половой связи с группой женщин, сестер или кузин, но не сестер этих мужчин.
"Ancient Society, or Researches in the Lines of human Progress from Savagery through Barbarism to Civilisation" ("Древнее общество или исследование линий прогресса человечества от дикости через варварство к цивилизации"), 1877. Главный труд Моргана. Движущую силу человеческого прогресса он видит в открытиях и изобретениях. Рассматривает три группы идей в их постепенном развитии, шедшем параллельно с материальным прогрессом: идеи правительства, идеи семьи и идеи собственности. Идея правительства прослежена начиная с первоначальной, родовой организации до современной политической организации, опирающейся на территориальное начало. Идея семейной организации прослежена в ее пяти различных формах, начиная от сожительства братьев с сестрами и до современной моногамной семьи. При этом указано на первоначальную распространенность всюду (а не у одних лишь краснокожих индейцев) родства по матери и матриархата и замену его патриархальным строем. Морган одним из первых установил, что семья есть историческое явление, изменяющееся вместе с развитием об-ва. Идея собственности рассмотрена в её различных формах существования и передачи по наследству сначала всем членам рода, затем родственникам (сначала по женской, затем по мужской линии).
"Houses and House-life of the American Aborigines" ("Дома и домашняя жизнь исконного населения Америки"), 1881.
Значительную ценность в наследии Моргана представляют этнографические исследования американских индейцев, образ жизни и общественное устройство которых он хорошо знал, общаясь с индейцами на протяжении всей своей жизни. Поскольку образ жизни индейцев был аналогичным тому, который вели все народы в прошлом на определённом этапе своего развития (если принять допущение, что теория эволюции верна), то Морган был знаком с одним куском древней истории достаточно достоверно. Это был фрагмент, Морган даже не наблюдал воочию матриархат. В то же время значительная часть его трудов страдает общим пороком гуманитарных наук - спекулятивностью. Например, добрая половина его главного труда "Древнее общество..." представляет собой анализ мифических представлений о Древней Греции и Риме и их семейном устройстве. Как теперь стало известным, "древние" исторические и литературные источники такого рода были написаны в Европе в средние века с целью заполнить пустоту в знаниях о своей истории и составить впечатление о древнем и высококультурном прошлом европейской цивилизации. Они недостоверны и представляют собой подлог. Вообще, к своим источникам информации Морган, как и все гуманитарии, подходит некритически, обо всём, кроме жизни индейцев, он знает понаслышке, из свидетельств путешественников, агентов, которым он рассылал опросные листы, литературных источников, к которым относился очень доверчиво.
Многие аспекты теории Моргана, в основном этнографические, подтверждались свидетельствами, поступавшими с разных частей света, существовала литература по вопросам, затронутым Морганом в его трудах. Споры ведутся по схеме эволюции семьи, разные группировки учёных отрицают отдельные стадии, такие как групповой брак. Существование матриархата (гинеократии) уже не подлежит сомнению, отрицают его только шарлатаны.
Самым крупным матриархальным племенем на планете было и остаётся мусульманское племя минангкабау, живущее на западе о-ва Суматра, которое было открыто ещё при жизни Моргана; в настоящее время оно насчитывает около 4 млн. чел. Современные этнографы указывают и на другие бесспорно матриархальные племена, существующие сегодня: гаро, кхаси Горного Ассама, ашанти, дагомейцы и др. народы Тропической Африки. Племя ранатхари, живущее в Непале и Индии - одно из многих матриархальных племён, живущих в Южной и Юго-Восточной Азии.
Эволюция брачных (семейных) отношений по Моргану
Морган выделял 5 форм семьи, существовавших в истории: кровнородственная, пуналуа, синдиасмическая или парная, патриархальная, моногамная. Приводим его краткую характеристику этих форм.
I. Кровнородственная
Основана на групповом браке братьев и сестёр.
II. Семья Пуналуа
Основана на групповом браке сестёр с мужьями каждой из сестёр; мужья эти - не обязательно родственники друг другу. Или основана на браке братьев с жёнами каждого из братьев; жёны эти - не обязательно родственники друг другу.
III. Парная семья (синдиасмическая)
Основана на браке отдельной пары, но возможны побочные партнёры. Брак длится, пока доставляет удовольствие партнёрам.
IV. Патриархальная
Основана на браке одного мужчины с несколькими жёнами; сопровождалась, как правило, уединённостью жён. Другой вариант семьи - отсутствие многожёнства и включение в семью нескольких поколений потомков главы семьи.
V. Моногамная
Основана на браке отдельной пары, с исключительностью сожительства. Современная форма семьи, характерная для стадии цивилизации.
Первые две формы семьи относятся к групповому браку. При групповом браке есть две группы; все члены одной группы вступают в половые отношения со всеми членами другой группы. Группа мужчин вступает в половые отношения со всеми женщинами предназначенной им группы женщин. Понятно, что в таком случае невозможно определить, от какого мужчины родился ребёнок, но легко видеть от какой женщины он родился - по факту родов. Счёт происхождения по отцу невозможен. Групповой брак на стадии дикости и неразвитости человека давал огромные преимущества в условиях существования и уровне безопасности по сравнению с отдельной небольшой группой из мужа, жены и детей, которая до определённого времени не смогла бы выжить. Групповой брак был не удовольствием и развлечением, но обязанностью, возможности отказаться от многочисленных партнёров не было.
Парную семью Морган описывает так:
Несколько семей находились в одном доме, образуя общее хозяйство на коммунистических принципах. Факт совместной жизни говорит о слабости семей для самостоятельной жизни. Такие семьи уже имели некоторые свойства моногамной семьи. Жена уже значила для мужа больше, чем просто основная жена. Она стала компаньоном, готовила мужу еду, была матерью детей, которых муж мог с некоторой долей уверенности считать своими. Рождение детей, о которых муж и жена совместно заботились, связывало и укрепляло такой брачный союз. Но этот союз был основан не на чувствах, а на сожительстве и на необходимости. Браки устраивались родителями, и брачующиеся могли не знать друг друга до вступления в брак. Брак существовал только до тех пор, пока доставлял удовольствие партнёрам. Как муж, так и жена пользовались правом оставить друг друга ради нового партнёра, не нарушая обычаев своего рода или племени. Однако, общественное мнение восставало против расставаний супругов. Видя нарастающее неприятие супругами друг друга, родственники пытались их примирить, что часто удавалось. В других случаях пара расходилась, жена уходила из дома мужа, уводя детей, которые считались исключительно её детьми. В случае, если в доме господствовали родственники жены, а таких случаев было большинство, уходил из дома муж.
Моногамная семья впервые появляется при прохождении данным народом стадии позднего варварства; такая семья происходит из парной семьи. Трансформация связана с ростом собственности и изменением обычая её наследования. Моногамная семья живёт в отдельном доме и характеризуется постоянством и исключительностью сожительства мужа и жены. Дети от такого брака имеют две линии происхождения, которые определённо можно проследить: линию отца и линию матери.
Матриархат (гинеократия) по Моргану
Открытие и описание матриархата связано с именем Жозефа-Франсуа Лафито (1681-1746). Вклад в изучение материнского права внёс И.Я.Бахофен, он открыл причинную связь между групповым браком и матрилинейностью. В групповом браке происхождение может быть установлено лишь с материнской стороны, а потому признается только женская линия.
Это признание происхождения по материнской линии и развившиеся отсюда с течением времени отношения наследования называется материнским правом. Морган придал ему статус всеобщего принципа на начальной стадии развития человечества.
В 19 веке при описании матриархата употреблялись термины материнское право, гинеократия, гетеризм. Следующие фрагменты из работы Моргана "Древнее общество" иллюстрируют смысл явления, которое в наше время принято называть "матриархатом" (что является буквальной, по-гречески "онаученной" калькой Бахофеновского выражения "власть матери"):
"В своём широком исследовании Бахофен собрал и обсудил свидетельства женской власти (материнского права) и женского владычества, женских норм (гинеократии)".
"Общие земли и совместная их обработка вели к общим многоквартирным домам и коммунизму в жизни так, что кажется, что гинеократия для своего создания требовала наследования по материнской линии. Женщины, окопавшись таким образом в больших домохозяйствах, снабжаемых из общих запасов, в которых их рода господствовали численно, продуцировали феномен материнского права и власти жён, которые Бахофен обнаружил и отследил с помощью фрагментов истории и традиций".
При переходе к парному браку семья среди ирокезов племени сенека, по свидетельству миссионера Ашера (Ашура) Райта, представляла собой следующее (из работы Л.Моргана "Дома..."):
"Ashur Wright, миссионер среди сенеков на протяжении многих лет, знакомый с их языком и обычаями, писал автору [Моргану] в 1873 году по вопросу домашнего хозяйства: "Что касается их семейной системы, когда они занимали старые длинные дома [по-видимому, теперь их нет, и это воспоминания о прошлом], было вероятно, что один клан господствовал, причём женщины брали мужей из других кланов; и иногда, как нововведение, некоторые их сыновья брали себе молодых жён до того, как почувствуют себя храбрыми настолько, чтобы оставить своих матерей. Обычно женская половина правила ["рулила"] в доме, и была несомненно сплочённой [clannish] в этом. Запасы были общие, но горе тому несчастному мужу или любовнику, кто был слишком бездеятельным в вопросе снабжения, внесения своей доли в общее обеспечение. Независимо от того, сколько у него было в доме детей или имущества, ему в любой момент могли приказать собрать своё одеяло и пожитки; и после такого приказа для его здоровья было не полезно пытаться не подчиниться; в доме для него становилось слишком жарко; и если не было заступничества какой-нибудь тётушки или бабушки, ему приходилось вернуться в свой клан или, как часто происходило, идти и начинать новый брачный союз где-то ещё. Женщины имели большую власть как в клане, так и повсюду вне его. Они не колебались, когда повод того требовал, "обломать рога", как говорится, с головы вождя и вернуть его в ранг простого воина. Изначальное назначение вождей также всегда оставалось за ними"."
Необходимо подчеркнуть, что когда Морган или Бахофен исследуют "власть жены", они имеют ввиду именно семейную жизнь, домашние порядки, а не какие-либо правительственные сферы, как это принято считать в наше время. Власть жён во внесемейных сферах была вторичной и осуществлялась на основе их господства в доме.
Переход от материнской к отцовской линии в происхождении детей и наследовании
Вначале произошёл переход к отцовской линии происхождения детей, когда дети стали отцовскими, а не материнскими.
В родах с материнской линией:
1. Браки внутри рода были запрещены, поэтому дети от отца принадлежали другим родам, а не роду отца.
2. Собственность должна была находиться в роде; это исключало детей из наследования отцовской собственности.
Эту несправедливость терпели, но когда личная собственность достаточно увеличилась (стада домашних животных, земли для обработки, дома), противоречие между личной собственностью и господствующим порядком наследования обострилось. Дети отца-собственника не имели возможности наследовать, собственность отца доставалась сородичам. Преимущественный вклад в создание собственности вносил мужчина, а не женщина. С увеличением массы собственности потребовалась замена женской линии родства на мужскую. Это было сделано, после чего дети отца смогли оставаться в своём роде, стали принадлежать своему отцовскому роду. Наследство от отца продолжало доставаться членам рода, но среди них были и его дети, в то время как раньше, при гинеократии, детей у отца не было, они принадлежали матери и считались членами её рода. Дети отца претендовали на его наследство как первые среди родственников отца.
Утверждение отцовской линии наследования (отцовское право) было следующим шагом. Конечным итогом этого процесса, его смыслом, был переход собственности (наследования собственности) от рода к отдельной семье (то есть от коммунизма к индивидуальному владению).
Морган о судьбе моногамной семьи
Морган, будучи представителем течения, которое в 19 столетии составляло, пусть и с большими натяжками, но новую картину мира, где краеугольным камнем была эволюция и прогресс, был также сторонником равноправия женщин. Поэтому он не мог спокойно относиться к моногамной семье с отцовской линией наследования и главенством мужчины. Напомним, что в 19 ст. такое положение мужчины было законодательно закреплено в Кодексе Наполеона и законах других стран. Морган завершает главу о моногамной семье в работе "Древнее общество..." так: "если признать тот факт, что семья последовательно прошла через четыре формы и находится теперь в пятой, то возникает вопрос, может ли эта форма сохраниться на длительный срок в будущем? Ответ возможен только один - она должна развиваться по мере развития общества и изменяться по мере изменения общества, точно так же как это было в прошлом. Являясь продуктом определенной общественной системы, она будет отражать состояние ее развития. Так как моногамная семья за период с начала цивилизации усовершенствовалась, и особенно заметно в современную эпоху, то можно, по меньшей мере, предполагать, что она способна к дальнейшему совершенствованию, пока не будет достигнуто равенство полов. Если же моногамная семья в отдаленном будущем окажется не способной удовлетворять потребности общества, то невозможно заранее предсказать, какой характер будет иметь ее преемница".
Как видим, вдруг откуда ни возьмись появилась и шлёпнулась на читателя новая общественная потребность: равенство полов - настолько важная потребность, что только от неё зависит дальнейшая судьба моногамной семьи1. Здесь уже явственно проявляется желание изменять, не считаясь ни с какими самим-собой же открытыми "научными закономерностями". Доказывая на 333 предыдущих странцах, что форма семьи зависит от материального базиса и определяется потребностями хозяйственной жизни, на 334 странице Морган всё предыдущее перечёркивает и впадает в истерику: если таким высокодостойным существам как женщины не будет предоставлено равенство в семье, я не знаю, сохранится ли такая семья!
Морган и марксизм
Идеи Моргана были восприняты марксизмом, ставшим влиятельным в XX столетии. Во многих странах марксизм пришёл к власти и стал государственной идеологией (СССР, страны социалистического лагеря и социалистической ориентации). Исходя из отрытой Морганом закономерности изменчивости форм семьи, марксисты предполагали, что и в будущем семья может трансформироваться в какую-либо иную форму, по сравнению с современной. Марксисты, считавшие, что прогресс общества ведёт к коммунистической формации с коллективной собственностью на средства производства, предполагали, что и другие признаки коммунизма, видимые на примере первобытного коммунизма, будут присутствовать в грядущем коммунизме. Они предполагали возврат к древним формам, но на более высоком витке материального развития. Одними из свойств коммунизма должны были быть община и матриархат (матриархальная семья, доминирующая роль женщины в обществе). В борьбе за построение нового общества союзником коммунистов стало движение феминизма, выступающее за ''равенство полов''. Равенство полов должно было быть переходной ступенью к неравенству, доминированию женского пола.
Своим экспериментом, поставленным на людях России, коммунисты блестящим образом подтвердили теорию Моргана: там, где, как в СССР, мужчины и женщины достаточно бедные, лишены личных средств производства и существенного имущества, кроме пожитков для простейших бытовых надобностей, очень легко и даже стихийно складывается доминирование женщины в семье, весь тот комплекс, который описан Бахофеном и Морганом. Создав материальные предпосылки, коммунисты очень легко добились матриархата в СССР.
Более того, известная зависимость между материальными условиями жизни и формами семьи используется для навязывания обществу архаичных форм брака. Эта зависимость не была открытием Моргана. Ещё до 1848 года в "Протоколах немецкого рабочего общества самообразования" говорилось:
Вопрос 20-й: Будет ли вместе с уничтожением частной собственности провозглашена общность жён? Ответ: Ни в коем случае. Мы будем вмешиваться в частные отношения между мужчиной и женщиной лишь постольку, поскольку они будут нарушать новый общественный строй. Мы очень хорошо знаем, что семейные отношения в ходе истории подвергались изменениям в зависимости от фаз и развития собственности и что поэтому и уничтожение частной собственности окажет на них самое решительное влияние.(Цит. по И.Р.Шафаревич. "Социализм как явление мировой истории", глава "Воплощение социалистического идеала. - Семья").
Таким образом, марксисты с полным правом могли отвергать обвинения в приписываемом им желании осуществить общность жён. Они знали, что эта общность и так сложится, достаточно лишь лишить семью хозяйственной функции, отменить частную собственность. Такого рода непрямые, но очень эффективные воздействия используются и в наши дни. Известно, что "раскрепостив женщину" немедленно получаешь падение рождаемости в стране. Введя "глобальную экономику", можно издалека разорять целые страны, лишать семьи частной собственности и менять семейные, половые отношения в обществах.
Источники
- статья о Л.Моргане в энциклопедии Брокгауза и Эфрона,
- А.И.Першиц, А.Л.Монгайт, В.П.Алексеев "История первобытного общества" (учебник),
- работа Л.Моргана "Ancient Society" (англ.яз.),
- работа Л.Моргана "Houses and House-life of the American Aborigines" (англ.яз.).
- "Сын плотника". Сказка племени санталов (восточная Индия) с подробным описанием устройства жизни, способа заключения брака среди народа племени.
Примечание
1. Равенство полов в семье следует отличать от равенства полов в общем смысле (вне семьи). Заключая семейный союз, мужчина и женщина вступают в другую область отношений, приобретают другой статус, права, обязанности, цели жизни и регламент жизни, отличные от тех, которые они имели в свободном состоянии
Источник matriarhat-v-sssr.freevar.com
|